План.
1. Понятие об обыденном и специализированном уровнях культуры.
2. Понятие культурной нормы, виды норм, их значение для развития культуры.
3. Понятие и классификация ценностей.
1. В своей повседневной жизни человек имеет дело с обыденным уровнем культуры. Обыденная культура - владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни – в семье, в общении с друзьями. Через контакты и отношения с другими членами общества он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. В то же время в процессе исторического развития, в результате разделения труда, в разных сферах жизнедеятельности человека стали выделяться профессии, требовавшие специального образования. Это привело к формированию специализированной культуры, которая представляет собой совокупность специальных знаний, умений, навыков и результатов профессиональной деятельности в ограниченной сфере. Например, культура ведения хозяйства на специализированном уровне – это экономика, торговля, финансы, а на обыденном – домашнее и приусадебное хозяйство. В религиозной деятельности также можно выделить обыденный и специализированный уровни: специализированный слой представляют систематизированные религиозные учения, конфессии, а обыденный – мистика, бытовая магия, суеверия. Художественная культура представлена на обыденном уровне бытовым искусством и имитационно-игровой деятельностью, а на специализированном – профессиональное или самодеятельное искусство под руководством профессионалов.
Обыденный уровень | Специализированный уровень |
Культура социальной организации и регуляции Хозяйственная культура | |
Домашнее и приусадебное хозяйство | Экономика, торговля, финансы |
Правовая | |
Нравственность, мораль, общественное мнение | Право, юриспруденция, система охраны общественного порядка |
Политическая культура | |
Взаимоотношения между людьми | Государственная политика, идеология, военное, полицейское и административное дело |
Культура познания мира, человека и межличностных отношений Философская культура | |
Здравый смысл, представления о мире, народная мудрость | Труды философов-специалистов |
Научная культура | |
Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика | Профессиональная наука |
Религиозная культура | |
Бытовая магия, мистика | Религиозные системы, учения |
Художественная культура | |
Бытовое, развлекательное искусство | Искусство, построенное на специальном образовании, под руководством профессионалов |
Культура социальной коммуникации (информационная) Культура СМИ | |
Сплетни и слухи | Профессиональные СМИ, реклама и общественные связи |
Информационно-кумулятивная культура | |
Предания, верования, легенды | Система музеев, библиотек, архивов, электронных баз данных |
Культура межличной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний | |
Система домашнего воспитания, дворовые компании, традиции, обычаи и нравы | Система среднего и высшего профессионального образования, специальные воспитательные учреждения, клубы и кружки по интересам |
4) Культура физической и психической репродукции, реабилитации человека Сексуальная культура | |
Существует лишь на обыденном уровне | |
Культура физического развития | |
Физическая культура, массовый спортивный туризм | Профессиональный спорт и туризм |
Культура поддержания и восстановления здоровья | |
Траволечение, знахарство | Медицина, система санаторно-лечебного обслуживания |
Культура восстановления энергобаланса человека | |
Домашнее питание | Профессиональная кулинария, система и структура питания |
Культура отдыха, психической реабилитации человека | |
Сон, алкоголь | Система организованного досуга, культурный туризм. |
Важной составляющей и характеристикой обыденного уровня культуры является культура общения. Она проявляется в человеке через его действия и отношения к другим людям, живым существам, предметам. Основа культуры общения – терпимость, уважение к окружающим. Показателями высокой культуры общения являются умение вести дискуссию, доказывать свои взгляды несиловыми способами, вежливость, доброжелательность, сочувствие, выдержка, спокойствие в неприятных и критических ситуациях. По природе своей человек – существо эгоистичное, поэтому культура общения часто проявляется и в способности уступать, не проявлять открытого недовольства, раздражительности. Культура общения не имеет ничего общего с лицемерием, но она выражается в умении сдержать первоначальный эмоциональный порыв, вникнуть в состояние других людей. Так что можно утверждать, что культура общения – это преодоление эгоизма, безразличия к другим. Соблюдение правил культуры общения является условием общественного и межличностного согласия и взаимопонимания.
Но в современном обществе всё большую роль играет специализированный уровень культуры, связанный прежде всего с творческой, профессиональной деятельностью. Социальный статус личности, являющийся одной из важных ценностей, определяется профессиональной принадлежностью, уровнем доходов и карьерным ростом. Ценность любого работника определяется сочетанием двух культурных составляющих: культуры общей и профессиональной. Культура поведения, уровень образованности и общий кругозор, наличие интересов вне производства помогают человеку произвести благоприятное впечатление, наладить добрые отношения в коллективе, расширяют его творческие возможности. Но современные работодатели больше внимания уделяют профессиональной культуре человека, или его профессионализму. Профессионал – это специалист, обладающий знаниями и умениями в определённой сфере деятельности, способный эффективно решать задачи разной степени сложности. Профессионализмвключает в себя:
· Знание технологии данного производства или вида деятельности;
· мастерское владение необходимыми операциями;
· умение поддерживать стабильную работу всей системы;
· профессиональная компетентность;
· практическая адаптация к предлагаемому виду деятельности (если хирург упадёт в обморок при виде крови…);
· дисциплинированность;
· умение принимать адекватные (соответствующее обстоятельствам) решения в проблемных ситуациях.
Соотношение общей и профессиональной культуры работника приобретает большое значение в связи с бурным развитием технологий. Негативные последствия может иметь замкнутость специалиста на своей деятельности. Замена реальности в сознании специалиста процессами его деятельности может быть просто опасна. Увлекающиеся своим творчеством хирурги иногда начинают считать, что все болезни лечатся оперативным вмешательством, Представители атомной промышленности агитируют за её развитие без учёта негативных последствий.
Корпоративная культура:
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами.
Под организационной культурой понимается совокупность норм, правил, обычаев и традиций, разделяемых и принимаемых работниками организации. Вполне очевидно, что если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Проявления корпоративной культуры весьма разнообразны. Например, новому сотруднику могут рассказать какую-нибудь байку или немыслимую историю, положившую начало работе кампании. Это корпоративный фольклор. Если же ему предложат осмотреть реликвии вроде дипломов с выставок и конкурсов, фотографии столетней давности, где первые сотрудники монтируют оборудование под открытым небом – это уже корпоративная история. Часто в организациях вводится дресс-код. Это тоже часть корпоративной культуры.
2. Любое общество или отдельная социальная группа должны упорядочить отношения в своей среде, регулировать взаимоотношения таким образом, чтобы действовать согласованно и эффективно. Ещё в первобытном обществе возникали первые нормы взаимоотношений между людьми, а средствами ограничения в поведении человека служили различные табу – категорические запреты на какие-либо действия или предметы. Табу фактически были первыми законами, т.е. нормами человеческого сосуществования. Возникая на ранних стадиях человеческой эволюции, культурные нормы с помощью знаковых систем передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества – традиции, обычаи, обряды. Одна из важнейших функций культуры – регулятивная – осуществляется благодаря осознанию людьми необходимости регулирования всех видов их деятельности.
Устойчивое и действенное регулирование отношений в обществе достигается через нормы, которые обеспечивают единообразие и согласованность в деятельности людей. Следование культурным нормам является необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка. Нормы – это устойчивые регулятивные образования, выполняющие ряд функций:
обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей в достижении общественно одобряемых целей; исключают или ограничивают проявление случайных, субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, которые могут иметь негативные последствия; обеспечивают надёжность, стандартность, предсказуемость поведения; формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим, т.е. помогает взаимопониманию.
Нормы могут быть как ситуативные (требующие исполнения лишь при конкретных обстоятельствах – «при пожаре звонить 01»), так и всеобщими (заповеди в Ветхом Завете, законы в обществе). Следует различать нормы по степени вовлечённости в их исполнение членов общества. Так, выделяются следующие виды норм:
1. общекультурные – это правила поведения на улице, в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности;
2. групповые – образцы поведения, характерные для некоторого класса, сообщества или организации (например, обязательный деловой костюм для проведения деловых переговоров);
3. ролевые нормы, определяющие характер поведения человека в определённой ролевой позиции (как руководителя, покупателя, члена семьи и т.д.).
Можно говорить также об экономических, политических, моральных и других нормах, которые регулируют разные сферы социальной жизни. Так, моральные нормы в основном формируются в практике общения и отражают жизненный опыт многих поколений. Выполнение требований морали может контролироваться всеми представителями общества или отдельными людьми. Авторитет человека в области морали не связан с его полномочиями, властью и богатством. Мораль – это сумма требований, предъявляемых к человеку обществом, но не имеющих юридической силы. Поэтому исполнение моральных норм реализуются не путём принуждения, а путём нравственного убеждения и воспитания (через совесть) или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение каких-либо поступков. Моральные нормы трансформируются при изменении общественного уклада, содержания культуры, образа жизни самих людей. Например, ещё 20-30 лет назад общественное мнение было негативным по отношению к матерям-одиночкам, их игнорировали, относились к ним неуважительно, исключали из круга общения. Сейчас происхождение детей мало кого волнует, кроме самих родителей. Другой моральной нормой в советский период развития отечественной культуры являлась скромность: заявлять о своих достижениях, заниматься саморекламой считалось недостойным.
Следующим способом осуществления регулятивной функции культуры являются нормы права. Правовые нормы непосредственно связаны со структурой общества и опираются на его социальные институты. Правовые нормы устанавливаются и регулируются государством и закрепляются в документальных формах (нормативных актах, законах), которые обладают юридической силой. Обеспечение исполнения правовых норм нередко требует мер государственного принуждения (органы внутренних дел, суды, тюрьмы). Не менее важны в жизни общества и нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате длительного применения входят в привычку людей и поэтому регулируют их поведение. О влиянии привычек и обычаев на человеческую жизнь гласит восточная мудрость: «Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Обычаи, усвоенные с детства, часто закрепляются на всю жизнь. Обычаи весьма устойчивы и консервативны, и их изменение свидетельствует о глубинных изменениях в культуре. Обычаи национально окрашены и сохраняю самобытность длительное время.
Нормы различаются по степени жёсткости требований к их исполнению. Самые строгие нормы в истории человечества – это табу. Они были обязательны для всех и за их нарушение наказывали смертью или изгнанием из человеческого коллектива, что означало смерть. Известны даже случаи, когда нарушившие табу люди сами умирали в страшных мучениях из-за осознания огромной вины перед членами рода или племени, так как табу имели религиозный подтекст и их нарушение грозило, по мнению людей, крушением мирового порядка, космическими катаклизмами, гневом богов и т.д. В современном обществе наиболее строгие требования к человеку формулируют законы, или правовые нормы. Хотя их нарушение не вызывает естественной смерти нарушителя, всё же наказание за нарушение закона осуществляют государственные органы, а понятие преступления прочно укореняется в сознании членов общества. Ещё менее обязательным к исполнению, но всё же соблюдаемым является обряд (свадебный, похоронный или любой другой). Обряды и ритуалы совершались и совершаются в особо значимых для индивида и общества событиях. В ходе ритуала возможны изменения, которые отражают личные вкусы участников события. Наименее жёсткой нормативностью обладают обычаи, повседневные нормы этикета, элементы культуры общения, в исполнении или неисполнении которых отражается уровень общей культуры личности.
Избыточная нормативность, т.е. излишние запреты и ограничения, свидетельствуют о бедной культуре общества, а почти полное отсутствие норм говорит о кризисе культуры. Нарушение норм является аномальным, свидетельствует о нравственных, психологических или других отклонениях. Каждое общество вырабатывает формы контроля и создаёт социальные институты, ведущие борьбу против нарушения норм. Если же нормы игнорируются или не действуют, это состояние общества называется войной – гражданской, криминальной, мировой и т.д. Но в нормальном состоянии общества культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей.
3. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, имеющих более высокий уровень. Ценность– это объект человеческих устремлений, то, что является для человека, группы или общества в целом священным, значимым, желанным. Ценности помогают обществу и человеку отделять хорошее от дурного, истину от заблуждения, допустимое и запретное, красоту и безобразие и т.д. Понятие «ценности» в широком понимании говорит о том, что некий объект играет существенную роль в личностных, социальных, культурных интересах людей. Изучением и классификацией ценностей занимается аксиология – наука о ценностях.
Ценность – это зафиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность не предмет, а особый вид смысла, который человек усматривает в предмете, явлении или состоянии. Не следует путать ценность с полезностью и истиной. В истории культуры немало примеров тому, что один и тот же предмет или свойство могут быть полезными, но не представлять ценности и наоборот. Так, для религиозного человека богатство и общественное положение могут быть очень полезны, но не представлять особой ценности, так как в соей жизни он стремится прежде всего к внутренней гармонии, духовной чистоте, свободе от мирских благ и т.д. Для других же людей деньги – всё. Известен случай с американской мультимиллионершей, которая так долго возила больного сына по больницам в поисках более дешёвого лечения, что молодому человеку ампутировали ногу. Следовательно, ценности соотносятся не с истиной, а с представлениями о желаемом. По большому счёту, именно ценности (система ценностей) определяют смысл и содержание человеческой жизни. Для развитой человеческой личности характерна сформированная система ценностей. Те из ценностей, которые могут менять место в иерархии, являются относительными. Так, в разные периоды жизни человек может оценивать свой карьерный рост совершенно по-разному. Ценности, которые не подлежат смещению по шкале оценок и твёрдо занимают её верх, называются абсолютными.
В самом общем виде ценности можно разделить на предметные (природные богатства, продукты труда, художественные произведения, предметы поклонения и т.д.) и ценности сознания (это установки, предписания, знания, идеи, представления). Но сами по себе предметы или знания не являются ценными – ценными их делает отношение человека, который стремится по каким-либо причинам к обладанию ими. Другая классификация ценностей позволяет выделить следующие их виды:
витальные (жизнь, здоровье, безопасность, сила, выносливость, удобство, природная среда, уровень потребления и т.д.)
социальные (статус, богатство, труд, равенство, независимость, предприимчивость и т.д.)
политические (свобода, законность, конституция, гражданский мир, хороший правитель или правительство)
моральные (добро, дружба, любовь, бескорыстие, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям)
религиозные (Бог, вера, спасение, церковь)
эстетические (красота, гармония, идеал, стиль).
Не может быть идеальной системы ценностей, так как есть ценности универсальные, признаваемые во многих культурах, например, семья, Родина, межличностные отношения, культура. В истории человечества есть немало примеров изменения систем ценностей целого общества в связи с изменением содержания культуры. Примером может быть отношение к труду. Разные эпохи и национальные культуры демонстрировали разное ценностное отношение к труду. Правда, нельзя назвать ни одной сложившейся культуры или религии, где труд оценивался сугубо отрицательно. Так, Будда наставлял пахаря: «Вспахав эту пашню, ты избавляешься от страданий». В европейской культуре отношение к труду претерпело большие изменения. Так, в период античности труд сам по себе не считался добродетелью, хотя и не осуждался. Большую ценность представляла политическая, общественная деятельность, даже спорт. В период Римской империи стало расхожим в кругу господ мнение о природной низости людей, занимающихся физическим трудом. В христианстве произошла переоценка рабовладельческой морали. «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь», - говорит апостол Павел во втором послании к фессалоникийцам. Этот принцип раннего христианства переиначивал сложившиеся авторитеты: отныне праздность объявлялась страшным грехом. Высшую свою оценку как необходимой и главной составляющей человеческой жизни труд получил в протестантской этике. Мартин Лютер учил, что высшее существо (Бог) не против деловой сметки, не против богатства. Более того, если человек получает прибыль меньшую, чем он мог бы получить, он совершает грех перед Богом.
Протестантская этика освятила труд, открыла в нём поэзию, источник вдохновения, счастья и радости. Прибыль рассматривалась как стихия творчества, возможность преобразовать и украсить мир. Труд рассматривался как призвание человека, его предназначение. Так капитализм стал первой хозяйственной системой, где производство заведомо превышало потребление и предполагало расширение производства. Но после Второй мировой войны протестантская этика воздержания, аскетизма, скромности стала препятствием в развитии экономики, так как товары не покупались в необходимом количестве. Сегодня во многих странах люди считают, что обогатиться можно и вытащив лотерейный билет или быстро разбогатеть, уловив конъюнктуру и быстро перепродав акции или товары. Реклама всячески поддерживает эти установки. Массовая культура штампует истории о том, как провинциальная барышня стала кумиром миллионов, как некто неизвестный возглавил политическое движение, а кто-то преуспел в торговле наркотиками. Вся эта информация меняет отношение к труду, который перестаёт восприниматься как неотъемлемая составляющая человеческой жизни.
В православии отношение к труду не просто уважительное. Труд – явление самоценное в православной этике, а труд на благо вдовы или сироты приветствуется даже в религиозные праздники. Религиозное православное сознание не приемлет духа стяжательства и наживы, поэтому так тяжело, медленно, мучительно происходят перемены в российском обществе. Дух православия несовместим с ценностями непрерывного обогащения, которые утверждаются на пути к капитализму.
Контрольные вопросы:
1. Что такое норма?
2. Какую роль играют нормы в жизни общества и человека?
3. Назовите наиболее ранние нормативные формы в истории человечества.
4. Что такое аксиология?
5. Что такое ценность?
6. Какую роль играют ценности в формировании личности?
7. Назовите виды и примеры ценностей.
8. Какова роль моральных норм и ценностей в жизни общества и человека?
9. Какие уровни выделяются в разных сферах культуры?
10. Что такое корпоративная культура?