План
1. Человек как объект и субъект культуры.
2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
3. Процессы формирования личности: инкультурация и социализация.
1. Человек живет и развивается в социокультурном пространстве, т.е. в такой жизненной среде обитания, в которой реализуются социальные и творческие потребности личности (потребности в коммуникации, сотрудничестве, развитии и др.). Деятельность современной личности осуществляется в динамично развивающемся и стремительно меняющемся мире информационных технологий. В результате человек становится частью качественно нового - информационного - общества. Это приводит к повышению роли человеческой индивидуальности в развитии всех социальных сфер. Приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации в современных условиях. Отметим, что современное состояние общества происходит под знаменем защиты прав личности. И, хотя этот лозунг во многом является лишь идеологической оболочкой национальных интересов ведущих западных стран, само его использование является убедительным свидетельством все усиливающегося внимания к проблеме человека.
Одновременно с этим, развитие постиндустриального общества, в значительной степени, находится под влиянием массовой культуры, которая, с одной стороны, позволяет осваивать достижения науки и искусства в доступной для каждого форме, с другой стороны, являясь потребительской культурой, формирует не активного субъекта культуры, преобразовывающего окружающий мир, но пассивного, усредненного, стандартизированного потребителя. Сегодня личность поставлена в условия выживания, а не развития и творческой самореализации человека. Несмотря на это человек в силу своей природы стремится к личностному росту и саморазвитию.
Однако прежде чем непосредственно рассмотреть взаимодействие культуры и человека, необходимо раскрыть содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны. Каждый из нас может уверенно выделить человека из остального мира. Но при постижении и ближайшем рассмотрении данной проблемы становится очевидным сложность и неоднозначность человеческой природы. Во-первых, человек является дуальным (биосоциальным) существом, поскольку соединяет в себе природное и социальное начала. Человек приходит в мир уже наделенным определенными биологическими, физиологическими и психологическими параметрами. Как любая биологическая целостность он подчиняется тем или иным законам природы. Однако человек воспринимается как человек только при условии активного, творческого познания и преобразования окружающей действительности во взаимодействии с другими представителями социокультурного пространства. Человек воспринимает общество как мир вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной мере усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений. Таким образом, по отношению к культуре человек выступает как:
- объект культуры (жизнедеятельность человека проходит в социокультурном пространстве);
- носитель культуры;
- субъект культуры (творческая личность выступает создателем культурных ценностей).
Мы можем говорить об активном взаимовлиянии, взаимозависимости человека и культуры.
2. Жизнь человека можно описать при помощи временных и пространственных характеристик, среди которых важную роль играет культурное пространство. Культурное пространство – это жизненное пространство, которым располагает конкретное общество, вместилище и внутренний объём культурных процессов. Оно имеет территориальную протяжённость, в нём выделяются культурные центры и периферия, столицы и провинции. Культурное пространство включает ареал распространения и использования национальных языков, традиционные формы хозяйства и быта, нормы взаимоотношений, нравственные ценности, своеобразие искусства, религии и образования, относящиеся к одной культуре. Культурное пространство страны – это Дом, среда повседневного обитания людей. Люди любят свой культурный дом, если он безопасен, надёжен, красив, если в нём уютно и комфортно. Культурное пространство как дом выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти защиту и поддержку. С.Н. Иконникова выделяет следующие типы культурного пространства как Дома:
· дом-очаг. Даёт человеку приют и отдых, защиту и пропитание, общение и право быть самим собой. Но очаг требует постоянной заботы, труда и внимания. Это представление о Доме есть у всех народов мира.
· дом-крепость. Главная функция – защита от внешнего влияния и посягательств. В основу положен архетип врага, который может нарушить покой, нанести ущерб и оскорбить, уничтожить. Идея «железного занавеса» - выражение идеи Дома-крепости.
· дом-тюрьма. Обитателей удерживает вместе диктат посторонней силы, поэтому в таком доме жизнь искусственно заторможена, изменения опасны, труд бессмысленен, всеми владеет страх. Покой порождает лень, которая приводит к ощущению бессмысленности жизни.
· дом-вокзал. Это временное пристанище, укрытие на время скитаний. Здесь пользуются услугами, не привнося изменений, поэтому человек в таком доме не живёт, а временно пребывает во времени.
· дом-келья. Закрытое от внешнего мира пространство используется для личного духовного самосовершенствования, творчества. Главные ценности – покой, независимость от окружающего мира.
· дом-чаша. Цель – материальное накопительство при полном отсутствии духовных ценностей.
· дом-как-любовь. Идеальная форма культурного пространства. где человек ощущает полноценную радость бытия, где выявляются и реализуются потенциалы жителей, где человек в любом возрасте чувствует свою нужность.
Человек наделён важной способностью – способностью к познанию, и познавательные процессы имеют двоякую направленность: мы познаём самих себя, свой внутренний мир и мир вне нас, причём эти процессы тесно связаны. Свобода действий, свобода существования, самоопределение личности проистекают из её сущности при неразрывном взаимодействии с социальной средой. Для возникновения и развития личности человеку не достаточно самого себя, так как человек живёт в обществе себе подобных, и формирование полноценной личности предполагает взаимодействие с окружающей его социокультурной средой. Для того чтобы рассмотреть вопросы взаимодействия личности и культуры, необходимо выявить соотношение разных человеческих проявлений – индивида, индивидуальности и личности.
Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода, при этом понятия «человек» и «индивид» соотносятся как общее и единичное. Индивид фиксирует единичный, но являющийся родовым признак – принадлежность субъекта к человеческому роду. Индивид(индивидуум) – от лат. «неделимое, особое» - означает отдельного человека, конкретную личность, наделённую неповторимыми чертами, отличающими её от других. Индивид уникален, единичен: в мире нельзя найти двух одинаковых индивидов, при этом он представляет собой некую единицу, отделённую от общности.
Проявление индивида происходит в индивидуальности и через индивидуальность – т.е. неповторимость, оригинальность, уникальность человека в проявлении его личностных свойств и качеств. Сфера проявления индивидуальности обширна и многофункциональна, она тесно связана с социокультурными проявлениями личности. Очевидно, что если бы люди были одинаковыми, то успешное развитие науки, искусства, техники не было бы возможно. Одним из условий развития общества является сосуществование в нём множества индивидуальностей. Индивидуальность определяется, с одной стороны, наследственными факторами, с другой – особенностями социальной среды, окружающей человека. Индивидуальность – это уникальное воплощение общечеловеческого в конкретной персоне, которое формируется в культурной среде. Но индивидуальность не является исчерпывающим сущность человека определением. Личность – образование более высокого порядка, она включает в себя простого индивида и его индивидуальные качества, его духовную сущность, для которой характерны свобода, творчество, автономность. Личность несёт в себе черты цивилизации, историко-культурной эпохи, определённого образа жизни.
Индивидуальность включает в себя следующие свойства:
· единичность
· неповторимость
· уникальность
· автономность
· самодостаточность
· открытость
· динамичность
· самоопределение
· самосознание
· способность к самосовершенствованию.
Личности же в добавление к перечисленным чертам индивидуальности присущи:
· ориентированность на совершение выбора
· свободу как высшую внутреннюю ценность
· потребность к творчеству
· приобщённость к культурному наследию
· сформированная система ценностей
· социальная активность.
При этом личность нельзя понимать как механическую сумму перечисленных элементов, она является неделимой деятельной целостностью. Человеческая личность – одна из непреходящих ценностей бытия, и уважение к ней следует считать одним из главных принципов организации общества.
Жизненный мир современного человека сложен и противоречив. С одной стороны, происходят социальные изменения, к числу которых следует отнести повышение роли информации и теоретического знания, повышение социального статуса научно-технической, творческой интеллигенции т работников сферы услуг, замена старых конвейерных предприятий на новые, более гибкие хозяйственные структуры и т.д. С другой стороны, трансформируется и духовная жизнь общества. Так, изменяются мораль, нормы и способы поведения. Расшатывание моральных принципов, когда прибыль и успех получают любой ценой, приводит и к потере индивидуальности, нивелировке личности, подавлению её творческого потенциала. Развитие технологий в этой ситуации не решает проблему, а лишь усугубляет её, так как расширение потребительских возможностей влечёт и расширение спектра потребностей. Тогда человек легко может потерять себя, свою индивидуальность в погоне за достойным образом жизни.
3. Для человека культура – это та духовно-материальная среда, в которой он пребывает в любую минуту своей жизни – от рождения и до смерти. Поэтому точку зрения обычного человека можно назвать «внутренней» точкой зрения на культуру, а точку зрения исследователя, человека, изучающего иную культуру – «внешней». Овладевая родным языком, принятыми формами проявления природных инстинктов, навыками целесообразного поведения и многим другим, включая представления о добре и зле, о красивом и безобразном и т.п., человек овладевает, а можно сказать и – проникается своей культурой. Утверждая себя как субъект свободы, творчества, красоты и культуры, человек становится полноценной личностью. Взаимоотношения личности и культуры многообразны и носят двусторонний характер:
личность – субъект культуры, так как культура живёт и реализуется именно в человеческой личности;
личность – объект культурного воздействия, т.е. формируется в рамках культуры и через её посредство;
личность – творец культуры, культура – сфера самовыражения личности;
личность – отражение культуры и наоборот, поэтому культура – способ самопознания личности;
культура – проявление свободы личности, поле творчества;
культура – показатель уровня развития личности;
культура – потенциал и средство саморазвития личности;
свобода личности, возможности для творческой реализации личности – критерий оценки культуры.С точки зрения культурологии человеческую жизнь можно рассматривать как целостный процесс взаимодействия с культурой и деятельность внутри неё. С раннего детства человек (по мнению некоторых учёных этот процесс начинается ещё в утробе матери) приобщается к культуре. Процесс усвоения индивидом социального опыта, обычаев, традиций, приобретения им качеств, позволяющих ему быть самостоятельным членом общества, называют социализацией. Именно социализация позволяет обществу сохранять свою целостность, передавать опыт новым поколениям и фиксировать образцы поведения, традиции, обычаи. Культура – важнейший фактор социализации, так как социализация невозможна без усвоения существующей в обществе культуры. Процесс вхождения индивида в мир культуры называют инкультурацией. Инкультурация включает:
· освоение языка
· знакомство с нормами и ценностями культуры
· овладение формами контакта с другими членами общества, сложившимися в культуре
· овладение способами обращения с предметами окружающей среды.
Человек не рождается культурным существом (это научно доказано при наблюдениях за разными «Маугли»). Культурные навыки, знания и умения усваиваются в процессе развития, в рамках взаимодействия с другими людьми. Этот процесс нельзя считать механическим (просто перенесением знаний извне вовнутрь индивида), так как этот процесс двусторонний: человек не только усваивает культурные ценности и нормы, но и формирует их сам в процессе жизнедеятельности. Между понятиями социализации и инкультурации много общего, так как культура и общество тесно связаны между собой. Но социализация – процесс более широкий и всеобъемлющий, он включает в себя практически всё становление и развитие личности, а инкультурация – его важная составляющая.
Основными формами инкультурации являются научение (в том числе, образование) и воспитание (в том числе, самовоспитание). Учёные утверждают, что самым значимым в процессе инкультурации является детство, но ни инкультурация, ни социализация в детстве не заканчивается. Социализация, приспособления к постоянно меняющимся условиям жизни продолжается до её конца. С инкультурацией же в полной мере взрослый человек может столкнуться, если он переехал на жительство в другую страну. Содержание инкультурации, то есть то новое, что усваивает индивид, определяется ценностями конкретной культуры: американцы ценят уверенность в себе, умение владеть собой и справляться с трудностями, индийцы же – созерцательность, самоуглублённость. То есть, человек усваивает не культуру вообще, а конкретную культуру. В роли агентов социализации могут выступать люди, учреждения и социальные институты. Первыми и самыми важными участниками социализации выступают родители. Именно под их влиянием формируются первые нормы поведения, нравственные ценности, исправляют ошибки в поведении детей. Чем старше становится ребёнок, тем больше участников действует в социализации индивида: родственники, друзья, школа, церковь, общественные организации – вот далеко не полный список. Инкультурация – это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни определённого типа культуры. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке – в способах устной речи, письма и чтения. В целом процесс инкультурации происходит в системе таких социально-культурных элементов, как язык, ценностно - смысловые ориентиры, общественные идеалы, процедуры развития творческой деятельности, система коллективного знания, системы и способы передачи и распространения информации и знаний, этические нормы, картина мира. Процесс инкультурации зависит от сочетания данных элементов и протекает по-разному в различных культурах.
Социализация не всегда проходит успешно. В патриархальных обществах младшим членам семей приходилось подчиняться воле родителей почти всю жизнь. Современное западное общество выталкивает пожилых людей на социальную обочину, а смерть считается чуть ли не запретной темой. Кроме того, культурный контекст (т.е. культурное окружение) может создавать почву для асоциальных форм поведения – наркомании, пьянства, преступности и т.д. Эти явления приобретают массовый характер в кризисные моменты жизни общества, когда падает престиж культуры, обесцениваются традиции и идеалы. Следствием становится неэффективная социализация молодёжи. Но даже в неблагоприятных социально-экономических условиях человек по-разному взаимодействует с окружающей социокультурной средой. Американский социолог Р.Мертон в целях анализа поведения человека разграничил цели и средства их достижения, выделил средства приемлемые и неприемлемые. Опираясь на эти разграничения он выделил 5 форм поведения, тесно связанные с социализацией и инкультурацией, так как могут способствовать или препятствовать им:
1. Конформность. Человек принимает одобряемые культурой цели и средства. Этот способ взаимодействия с культурой будет мешать прогрессу, если общество предлагает или навязывает неэффективные способы достижения целей.
2. Инновация. Предполагает принятие целей и отрицание общепринятых средств. Прелагая новые средства, человек способствует развитию общества, так как вырабатывает новые способы поведения, и общество делается более гибким и терпимым. Инновация может быть опасна, если средства оказываются недопустимыми (убийство, воровство, подлог).
3. Ритуализм. Принятие средств при неприятии целей. В этом случае цели вырождаются в ритуал, обессмысливаются, изживают себя. Яркий пример – бюрократия. Чиновник не решает проблемы, а сознательно затягивает дела. Ритуализм – это превращение средства в цель.
4. Ретретизм. Отказ и от целей, и от средств (эту форму поведения реализуют бродяги, наркоманы, алкоголики).
5. Бунт. При отказе от принятых в обществе целей и средств, как и в предыдущем случае, человек предлагает новые цели и средства. Общество не всегда способно воспринимать такие изменения, поэтому возможен серьёзный конфликт с носителями той же культуры. Модная ныне форма бунта – голодовка.
Процесс социализации как удовлетворение потребностей:
· физиологических и сексуальных, обеспечивающих физическое становление и жизнь человека
· в безопасности, уверенности в завтрашнем дне
· социальных – в любви, привязанности, принадлежности к коллективу
· в признании, оценке, престиже, уважении
· в реализации талантов и способностей
При любом подходе к рассмотрению процессов инкультурации и социализации наиболее значимым остаётся тот факт, что результатом этих процессов становится формирование полноценной, социально- и культурно адаптированной личности.
Контрольные вопросы:
1. Почему человек признан субъектом и объектом культуры?
2. Каковы различия между понятиями «индивидуальность» и «личность»?
3. Что такое инкультурация?
4. В чём состоит социализация индивида?
5. Дайте определение идентификации личности. Чем важен данный процесс?
Лекция 10. Культура и природа: вопросы сохранения и использования культурного наследия.
План.
1.Культура и природа: соотношение понятий и реалий. Культура природопользования.
2.Биосферная концепция культуры.
3.Преемственность в культуре: понятие традиции, новаторства и культурной самобытности.
1. Взаимоотношения культуры и природы играет особую роль, и роль эта не исчерпывается значимостью природной среды для жизни всего общества. Природа– это не только окружающие человека поля, воздух, вода, а ещё и то, что человек получает при родах, изначально, от предков. Культура предполагает преодоление природного состояния человека, выход за границы инстинкта. Многие животные могут создавать нечто напоминающее культурные объекты: пчелиные соты, медвежья берлога, бобровая плотина. Но при их создании животные руководствуются инстинктами – генетически заложенными программами. Человек же способен к свободной, сознательной творческой деятельности, в результате которой природа изменяется, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Под культурой в её высшем измерении понимается процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе, так как восходит к возделыванию земли. Но культура связывает, а не только разъединяет человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ пропитания и самого человека во всех его этнических проявлениях.
Экологический кризис 20 в. убедительно доказал необходимость бережного, гуманного и гармоничного отношения к окружающей природной среде. Установка в культуре на господство над природой и её использование прежде всего в утилитарно-потребительских целях в 19 и 20 веках привела человека на грань между жизнью и смертью. Вместо прежних представлений о господстве и подчинении, власти и насилии над природой всё большее значение приобретают понятия разумного взаимодействия, взаимозависимости, поддержания разумного равновесия и баланса между человеком и природой. «Натура» не противопоставляется культуре, как естественное искусственному, они состоят в органической взаимосвязи. Такой поворот в общественном сознании изменил отношение к природе, выдвинул на первый план проблемы технической вседозволенности, личной ответственности, сохранения красоты первозданных ландшафтов.
В рамках первых цивилизаций складывалось мифологическое сознание. Само появление мифологии отражало стремление человека хотя бы в идеальной форме вернуться к изначальному единству с природой. Древнейшие религии также основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света, воды, ветра и т.д.) Современное экологическое движение воспринимает эту древнейшую традицию. Многие принципы экологической этики, например, принцип равноценности всех видов жизни – являются объектом веры.
Взаимоотношения человека (т.е. культуры) и природы - ключевые для обеих сторон взаимодействия. В самом общем виде характер этого взаимодействия отразился в типологии культур, предложенной В. Добрыниным. Автор разделил все культуры на три типа:
1. культуры, подчиняющие человека природе
2. культуры, подчиняющие природу человеку
3. культуры, стремящиеся к гармонизации отношений между человеком и природой.
Этап подчинения человека природе был пройден первобытной культурой. Западная культура может быть отнесена ко второму типу. Восточный тип мировосприятия превосходит западный в глубоком уважении к окружающей вселенной и заметнее ориентирован на равноправие и гармонию между человеком и природой. Разница между двумя типами экологического сознания обусловлена глубокими различиями в самом характере веры, лежащей в основе двух цивилизаций: первое восходит к христианству, второе – к многочисленным восточным религиям (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм и др.). Главное отличие основных восточных религий (за исключением ислама) от христианства и его разновидностей заключается в том, что у первых отсутствует фигура единого и всемогущего «Бога» как творца и «хозяина» природы. Христианство привнесло в человеческую культуру свое отношение к природе: она – источник ресурсов, а не объект созерцания, человек имеет право использовать ее как ему угодно, она не является священной, и отношение человека к ней регулируется моральными принципами.
Единство природы и культуры в том, что без них обеих человек существовать не может. Легко разрушена может быть природа как органическое целое и культура как органическое целое.
Экологические проблемы появились не в 20 веке – в 20 веке они стали глобальными. Формирование культуры связано с земледелием. Обрабатывая землю, окультуривая растения и получая урожай, человек невольно противопоставлял себя природе и оценивал свою деятельность и ее результаты как культуру. Но уже в древности обнаружилось, что культура каждого народа, развиваясь традиционно, соответствует ландшафту, природному региону проживания этноса. Привнесение в нее чуждых традиций опасно для ландшафта. Вот как Л.Н. Гумилев описывает последствия экспериментирования захвативших Месопотамию правителей. В 582 г. до н.э. царь Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис. Вместе с ней в Вавилон прибыла свита из образованных египтян. Нитокрис предложила мужу, не без консультации со своими приближенными, построить канал и увеличить орошаемую площадь. Царь-халдей принял предложение царицы-египтянки, и канал был сооружен. Если бы царем был местный житель, он понял бы, какие губительные последствия несет непродуманная мелиорация, либо посоветовался с земляками и отказался от проекта. Но царь был халдей, войско составляли арабы, советники были евреи. В результате земледелие было подорвано. Евфрат утратил нужную способность к самоочищению, начался быстрый процесс засоления почвы.
Решающим обстоятельством в выработке новой концепции природы является экологическая проблематика. Именно она жестко диктует правила взаимоотношений человека и природы и в научно-философском переосмыслении этих отношений. Будущее во многом зависит от того, сможет ли человечество решить следующие задачи:
1) Преодоление традиционного противопоставления природного и культурного, проявляющегося в сопоставления естественного и искусственного, дикого и оформленного, рутинного и творческого, так как в современном мире грань между этими явлениями оказывается слишком тонкой, а главное – противопоставление природного и культурного в жизни человека слишком дорого нам обошлось.
2) Понимание того, что культура является одной из систем природы, системой особенной, сложной, но находящейся «внутри» природы, в окружении не менее сложных и своеобразных систем. Единое правило взаимодействия культуры и природы является культурно-исторической иллюзией; культура, стремясь к равновесию с внешним миром, должна выработать в себе способность к изменению и созданию принципов практического и теоретического взаимодействия с различными природными комплексами.
3) Уяснение сути экологической проблемы как проблемы культуры. Дисбаланс культуры и внешнего окружения – это результат деятельности самих людей, их организации, норм и ориентиров последней. Исправление экологических аномалий, стало быть, сопряжено с изменением характера человеческих организаций, норм и ориентиров их деятельности.
Именно эти проблемы призвана решить научная область, называемая экологией культуры. Экология природы и экология культуры соприкасаются между собой, так как человек не противостоит природе, а является частью природы, но эти области знаний различаются предметом исследования. И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры. Развитие цивилизации привело к необратимым последствиям, таким, как изменение ландшафта (разрушение гор, изменение направления рек, появление искусственных водоёмов, осушение болот и т.д.) Количество энергии, расходуемой на душу населения в развитых странах, в 100 раз превышает биологические потребности выживания. О проблематичном состоянии природы напоминают участившиеся природные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения, изменения климата. Наиболее опасными факторами для многих биологических видов являются:
уничтожение или нарушение мест обитания;
промысловая охота;
контроль за численностью хищников и вредителей для защиты домашнего скота, сельхозкультур и охоты;
загрязнение окружающей среды;
случайное или намеренное внесение (интродукция) конкурирующих или хищных видов в экосистемы;
рост населения Земли.
Некоторые нравственные проблемы попадают в сферу научного интереса экологии культуры. Например, проблема ответственности человека за свою культурную деятельность, так как, по словам Д.С. Лихачёва, «Человек – носитель самосознания Вселенной». Как и в природе, в культуре возможны экологические катастрофы, захватывающие широкие сферы культуры. Такие процессы, как вывоз культурных ценностей, обеднение лексики русского языка, замену русских слов однозначными словами иностранного происхождения, исчезновение склонения сложных числительных, исчезновение поговорок и пословиц, фразеологизмов в устной речи. Зоной экологического бедствия может оказаться кино, классический репертуар театров, частично музыка и другие культурные составляющие. Экология культуры, изучающая органическое единство и равновесие всех сторон человеческой культуры, представляет интерес для нормального развития общества, для создания эффективной в информативном и нравственном отношении системы воспитания. Экология культуры – это не просто «забота о сохранении памятников культуры», как это часто воспринимается, – это сложнейшая и ответственейшая научная дисциплина, призванная участвовать в формировании культурной политики государства.
2. В развитии современных представлений об эволюции социокультурных процессов важная роль принадлежит работам русских учёных К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, показавших нерасторжимую связь между историей человечества, космическими явлениями и геологическими процессами, происходившими на Земле.
К.Э. Циолковский (1857-1935)интересовался проблемой контакта с представителями других миров и взаимосвязи всего живого и неживого в космосе. Циолковский считал, что воля человека и всяких других существ – высших и низших – есть проявление воли Вселенной, как и голос человека, его мысли, открытия, заблуждения, истины есть голос Вселенной. Человечество составляет ничтожно малую часть разумных существ, населяющих космос. Уже современное человечество, считал Циолковский, в состоянии выйти в космос, освоить околоземное пространство, а затем начать расселение человечества во Вселенной. Общественная организация человека должна, по мысли учёного, строиться на основе новой, космической этики, контактов, предполагающих круговую поруку всех нравственных существ. К.Э. Циолковский подчёркивал роль и значение современной цивилизации как начала космической эры в развитии человечества, утверждал оптимизм и укреплял надежды людей на успешное преодоление всех социальных противоречий, характерных для современной цивилизации.
Несколько с другой стороны жизнь человечества, но также в связи с космосом, рассматривал А.Л. Чижевский (1897-1964). Им была создана целостная концепция, раскрывающая специфику взаимодействия космических процессов и исторических событий, происходящих на Земле. В своей работе «Эхо солнечных бурь» учёный подчёркивает нерасторжимую связь человечества со всеми процессами во Вселенной, очевидную зависимость человечества от ближнего и дальнего космоса. Работы Чижевского способствовали интеграции усилий учёных разных специальностей (биологов, медиков, геофизиков, историков, астрономов) в комплексном изучении историко-культурных процессов и в гелиобиологических исследованиях. В одном из своих последних выступлений А.Л. Чижевский говорил, что «… и человек, и микроб – существа не только земные, но и космические, связанные всей биологией, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями». Идеи зависимости человеческой истории от периодичности астрофизических и космических факторов он развивал в работах «Астрономия, физиология, и история» и «Физические факторы исторического процесса». В последней работе учёный писал, что власть должна знать о состоянии Солнца в любой момент. Чижевский, изучая старинные летописи и хроники, отмечал, что часто общественные или военные события совпадали с разными небесными явлениями и прохождением больших пятен через центральный меридиан Солнца. Люди с трепетом смотрели на полярные сияния, кометы, ожидая стихий, бедствий, войн или мора. Одновременно с периодическими изменениями в деятельности Солнца изменяются и настроения и поведения масс людей. Чижевский утверждал, что в руках человечества имеется простая и действенная схема: бушуют природа Солнца и Земли – волнуются люди, успокоились светила – успокоились народы. По мнению А.Л. Чижевского, от космических и солнечных факторов воздействия зависят частота преступлений и несчастных случаев, смертность и рождаемость на Земле, вековой ход вступления в брак, распространение эпидемий. Исследования показали, что в состоянии солнечной активности действительно имеется 11-тилетний цикл, а многие кривые эпидемических заболеваний совпадают с кривыми солнечной деятельности. Учёные надеются, что культура будущего отыщет пути использования подъёма энергии масс, гармонизирует отношения с космическими энергиями и энергией Солнца.
Серьёзное воздействие на современные научные представления о культурных процессах оказали взгляды русского учёного В.И. Вернадского (1863 – 1945), создавшего учение о ноосфере (сфере разума) и её воздействии на все биологические и геологические процессы на Земле. Анализируя геологическую историю Земли, Вернадский подчёркивает, что ноосфера является последним этапом эволюции биосферы, что «человек на наших глазах становится могучей геологической силой, всё растущей». Учёный считал, что существуют пути позитивного технологического развития цивилизаций, у человечества есть возможности развиваться с учётом интересов будущего: «…перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление».
Эти работы русских учёных вошли в золотой фонд мировой науки и оказали заметное воздействие на развитие представлений человечества о связи Вселенной, космоса, природы и человека.