Культура предполагает множество подходов в ее понимании. В науке о культуре существует ряд концептуальных ее трактовок. Рассмотрим основные из них.
Теории культуры XVIII века
В новое время появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливается античное и средневековое понимание культуры. Латинским словом «культура» стали пользоваться для обозначения таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Первоначально культура понималась как духовная сторона общества. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Первая точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берет свое начало в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В концепции Ж. Ж. Руссо культура осмысливается как разделяющая человека и природу. Ущербность буржуазной культуры и цивилизации Руссо видит как в существовании частной собственности, которая делает людей неравными, так и в государственной власти, всегда антинародной по своей сути. Не меньшим злом, по мысли Руссо, являются наука и искусство, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни более счастливой и богатой жизни народа. Руссо считает, что дети, как природные существа, свободны от пороков взрослых людей, но лучшие задатки ребенка подавляются обществом, где господствуют деспотизм, произвол и неравенство. Именно поэтому Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы. Ребенка надо учить простым ремеслам, естественному образу жизни, далекому от жестокой и искусственной жизни городов, этих язв на теле человечества.
Общественно-историческая школа культурологии.
Едина ли история мировой культуры или представляет собой совокупность самостоятельных изолированных культур? В литературе выделяются два типа ответов на этот вопрос. В концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби утверждается, что не существует единой истории человечества; история осуществляется на принципе смены культур, каждая из которых живет своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью. Схема истории, таким образом, представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а линии развития культур расходятся. В концепциях Вольтера, Монтескье, Канта, Гердера, К. Ясперса доказывается идея универсальности и всемирности истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры.
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885)
Концепция локальных «культурно-исторических типов»:
- каждый культурно-исторический тип проходит в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели;
- не существует единого направления прогресса мировой культуры, каждая культура развивается обособленно;
- культурные типы классифицируются в зависимости от преобладающих направлений - разрядов человеческой деятельности.
Всю социально-культурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре несводимых один к другому разряда:
- деятельность религиозная, выражающая отношение человека к Богу;
- деятельность культурная, в узком смысле этого слова, выражающая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная и, в-третьих, технически-промышленная деятельность;
- деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику;
- деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.
Данилевский выделял следующие культурные типы:
- культуры первичные, или подготовительные (не проявились ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности) (к первичным культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская, иракская культуры);
- культуры одноосновные (проявляются ярко в одном из разрядов): еврейская культура (религиозный разряд); греческая культура (культурный разряд: искусство, философия); римская культура (политический разряд);
- культуры двухосновная: европейская культура имеет 2 разряда - политико-культурный тип;
- культура четырехосновная (гипотетический тип, где все 4 разряда развиты).
Освальд Шпенглер (1880-1936)
Нет единой мировой культуры:
-сама жизнь человечества есть бесконечное зарождение и гибель культур, представляющих собой своеобразные «организмы» с твердой внутренней организацией, каждая из которых замкнута и неповторима.
- кризис и гибель культуры - неизбежное и закономерное явление.
- отдельные культуры- цивилизации могут существовать 1500 лет, а затем исчезают, оставив разнообразные памятники, которые могут быть использованы другими культурами, но заимствованиеи развитие ее внутренних принципов невозможно - т.е. нет культурной преемственности.
- гибель культуры происходит через утрату ее гибкости, многообразия, через техницизм. Цивилизация – это заключительный этап развития какой-либо культуры и периода общественного развития, для которых характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы. Этот этап завершается упадком и гибелью культуры.
- принцип культурного полицентризма - много центров культуры существовало и существует, каждая культура имеет ценность, все культуры равноправны.
- выделяет культуры: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, византийско-арабская, западноевропейская культура, русско-сибирская культура. Культура - внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждой душе, каждой культуре присуще первичное мировоззрение, свой «первосимвол», из которого и проистекает все богатство ее форм. Каждая культура живет обособленной жизнью, культивируя свой «такт», «ритм», «тональность». В основе греческой культуры лежит «аполлоническая» душа, средневековой арабской - «магическая» душа, европейской - «фаустовская» душа (мятежная душа, стремящаяся преодолеть мир своей волей).
- современная европейская культура вступила в период технической цивилизации и поэтому близка к своей гибели
Арнольд Тойнби (1889-1975)
Концепция «локальных цивилизаций» - концепция «Вызова и Ответа»:
- локальные цивилизации проходят определенный цикл развития: возникновение, рост, разложение и гибель (истощение «жизненных сил»).
- умеренно неблагоприятная природная и социальная среда бросает «вызов» обществу, которое посредством усилий «творческого меньшинства» находит решение возникающих проблем, т.е. Ответом на Вызов является новый акт культурно-исторического созидания.
- развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросают ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов.
- если Вызов слишком сильный, то это может привести к гибели цивилизации. Неблагоприятные условия замедляют или прекращают рост и развитие культуры
Карл Ясперс (1883-1969)
Существует единая мировая линия развития человеческой культуры. В мировой истории культуры выделяет 4 периода;
- прометеевская эпоха (первобытная культура: становление основных свойств человеческого бытия – использование огня и орудий труда, появление речи, табу, общества, мифа, культурного развития);
- «великие исторические культуры древности» (наличие письменности): египетская культура, индийская и китайская культуры (4-2 тыс. лет до н.э.) - история локальных культур;
- осевое время (около 500 лет до н.э.) - становление мировой культуры, заложены основы мировых религий, философии, основные понятия;
- техническая эпоха – создание новых информационных технологий, новых источников энергии (это новая Прометеевская эпоха, после которой должны возникнуть новые великие культуры).